Гриценко Вера. МБДОУ ДС «Калинка» г.Волгодонска

«Экспериментально - исследовательская деятельность, как средство развития экологического образования дошкольников».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Калинка» г.Волгодонска

МБДОУ ДС «Калинка» г.Волгодонска

Номинация: «Образовательное мероприятие»

Ф.И.О. автора, должность: Гриценко Вера Валерьевна, воспитательНазвание мероприятия: «Экспериментально - исследовательская деятельность, как средство развития экологического образования дошкольников».%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD0fed188fe201ae878b3493cfc67f7b20.jpgТерритория, (город, область):  г. Волгодонск, Ростовской области

Год проведения: 2018 год.

Оглавление

Введение……………………… 3

Содержание мероприятия…… 4

Результаты мероприятия…….. 9

Выводы ……………………….. 9

Описание мероприятия по разделам

Введение

Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская деятельностьэкспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.«Экспериментально - исследовательская деятельность, как средство развития экологического образования дошкольников».

Мною была определена цель работы - развитие экспериментально –исследовательской деятельности как средство экологического образования в работе с дошкольниками.

Для меня мастер-класс это способ эффективно представить свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.

 Коллектив нашего детского сада – это коллектив единомышленников, который стремится к повышению профессионального мастерства и компетентности всех участников образовательного процесса. Поэтому мной был выбран мастер-класс, как эффективное средство для обобщения и распространения инновационного педагогического опыта. Главная особенность его заключается в том, что он основан на практических действиях педагога и включает творческое решение познавательной задачи или проблемной ситуации.

 Это делает данную методическую форму привлекательной для педагогов.

Содержание мероприятия.

 

В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность.  В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.

В начале эксперимента – опыта объясните детям, что именно вы собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований, но не оценивайте высказывание. Для развития мышления очень важно научить прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить гипотезу: «Что нужно сделать? Почему? Побуждайте ребенка как можно больше говорить. Пусть он сформирует выводы: что нового ему удалось выяснить».

Дети должны быть активными участниками обсуждения. Не формируйте за них выводы, сделайте это совместно. Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой деятельности с повседневной жизнью, с наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде, использовать в играх детей.

Даже совсем маленький ребенок активно экспериментирует, познавая мир.

Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

Многие из вас захотят познакомиться с конкретными соблюдаемыми правилами при выборе темы:

· Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.

· Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.

· Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

· Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Правила безопасности жизнедеятельности детей:

1. Работа под наблюдением взрослого.

2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

3. Грязными руками не трогать глаза.

4. Не брать руки в рот.

Все опыты и эксперименты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества догадок, попытками предугадать ожидающие результаты. Это положительно сказывается на умения делать выводы, узнавать разнообразные последовательные связи.

После проведения экспериментов у ребят возникают множество вопросов, в результате развивается умение думать, рассуждать.

Каким же образом побуждать ребят к играм, например, с песком? как наполнить их деятельность интересным содержанием? Для этого необходимо оборудование: пластмассовые ведерки, совки, лопатки, формочки, грабельки, ситечки,  игрушки, легко моющиеся (машины, куклы), а также дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, дома, знакомых детям животных, транспортные средства, деревья. Можно предложить  для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края должны быть зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек).

Детям старшего дошкольного возраста для организации конструктивной деятельности в песке предлагаются более мелкие игрушки. Увеличивается количество дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассовых и резиновых шлангов, труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), а для формовки песка — пластмассовые емкости разной формы и размера.

Для обыгрывания построек из песка ребята применяют и поделки, изготовленные своими руками. С этой целью используются материалы, которые не портятся от влаги (поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Для строительства в качестве образцов детям предлагают фотографии, иллюстрации, рисунки с изображением различных сооружений.

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности.

Игры в песочнице – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы.  Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой.

Ну а теперь, уважаемые коллеги , я предлагаю Вам превратиться на некоторое время в детей и немного поэксперементировать!

«Волшебное сито»

Задача: познакомить детей со способом отделения камешков от песка.

Просеять песок через сито и посмотреть, что остается на сите.

Вывод: крупные предметы остаются на сите, а мелкие проходят сквозь дырочки.

 «Чьи следы?»

 Задача: закрепить представления детей о свойствах песка, развивать наблюдательность.

Педагогам предлагаю игрушки к которым они подбирают отпечатанные следы на мокром песке .

Вывод: отпечаток получается на мокром песке. Сделать песок влажным, оставить отпечаток своей ладошки. Из мокрого песка можно строить (сделать постройку).

 «Свойства сухого песка» 

Задача: познакомить детей со свойствами сухого песка.

1.Взять песок в ладошки и высыпать тонкой струйкой на поднос.

2.Рассмотреть песчинки через лупу или увеличительное стекло. 

3.Подуть через трубочку на сухой песок в подносе.

4.Насыпать песок на горку – песок скатывается вниз.
Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, поэтому песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая песчинка самостоятельно может катиться по наклонной горке.

«На каком песке легче рисовать?»

Задача: выявить, что на ровной поверхности мокрого песка легче рисовать палочкой. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух и он рассыпается.

Предлагаю рисовать на сухом, а затем на мокром песке палочками.

Вывод: на мокром песке рисунок получается ярче, четче, виднее.

Игры с водой – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя на прогулку, ребята всегда спешат к нему, это любимое место, ведь играя с водой,  они не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты, эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.

Для организации игр детей с водой на участке используются надувные бассейны или другие емкости. Также используются плавающие игрушки, выпускаемые промышленностью: корабли, лодки, уточки, рыбки, крокодилы. Лейки, ведерки, водяные мельницы, брызгалки, колбочки, краски пищевые. Сачки, разноцветные шарики, камешки, лодки, кораблики — из древесной коры, пенопласта,  уточки,  рыбки,  лягушки — из поролона, плоты из веток деревьев. Вот некоторые опыты, проводимые с детьми с водой, которые мы с вами можем тоже опробывать:

Задача: выявить свойство воды – текучесть.

Перелить воду из одного стакана в другой. 
Вывод: вода жидкая. Она может течь, это свойство воды называется текучестью.

 «Вода прозрачная». : выявить свойство воды – прозрачность.
Опустить в стакан с водой мелкие предметы разного цвета.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная, через нее виден предмет. 

 «Вода может изменить свой цвет» 

Задача: выявить свойства воды: может окрашиваться в разные цвета. 
Опустить в воду кристаллики марганцовки и капнуть зеленку.
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какое вещество в нее добавили.

 «Капнем капельку в муку» 

Задача: познакомить детей с методом образования облаков на примере с мукой.

Насыпаю на поднос муку и предлагаю педагогу брызнуть на нее из пульверизатора – образуются шарики, покрытые мукой.

Вывод: пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуя одну большую каплю. Таким же образом происходит образование облаков. Вода склеивает муку – принцип замешивания теста.

На прогулке можно узнать много интересного и о воздухе и его свойствах:

Игры с воздухом, или игры с ветром.

Для игры с ветром:

Для организации игр с ветром – самолетики, вертушки, флюгеры, парашютики, султанчики, сачки для ловли ветра, мыльные пузыри, шары, воздушные змеи, летающие тарелки, бумеранги. Опыты с воздухом могут быть следующие :

 «Почувствуй воздух» 

Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Предлагаю педагогам самостоятельно сделать бумажные веера. Помахать веером возле своего лица.

Вывод: Воздух не виден, но ощутим.

 «Воздух повсюду».

Задача: проверить есть ли воздух в пустом сосуде.
Медленно опустить колобашку в воду вверх дном, затем перевернуть.

Вывод: нужно приложить усилие, чтобы опустить колобашку в воду – вода выталкивает воздух, воздух заполняет любое пространство, поэтому ничего не является пустым.

 «Почему летит ракета?»

Задача: познакомить детей с принципом полета ракеты.

Предлагаю педагогам надуть воздушные шарики и отпустить их.

Вывод: когда мы отпускаем надутый шарик, воздух стремится выйти наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей струи воздуха. По такому же принципу летит и ракета, только баки ракеты заполняют горючим. Горючее вспыхивает по команде «Зажигание» и превращается в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в другую. С помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении. Так работает реактивный двигатель ракеты.

«Знакомство с лупой» 

Задача: познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением.

1.Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло.

2.Свободное исследование.

Вывод: лупа увеличивает предметы в несколько раз.

Самостоятельное исследование предметов через лупу.

«Солнечные зайчики»

Задача: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами).

Поймать луч света и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.

Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т. д.)

 Люди, научившиеся …наблюдениям и

опытам, приобретают способность сами

ставить вопросы и получать на них

фактические ответы, оказываясь на более

высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К. Е. Тимирязев

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы.

Результаты мероприятия.

 Целью данного мастер-класса было повысить желание педагогов к использованию исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников . Поставленные задачи были выполнены полностью. Были созданы условия для участников мастер-класса для развития фантазии, творческого мышления, освоения методов эксперементирования.

Мастер-класс был проведен в форме лекции с элементами презентации, плюс практическая работа с педагогами и для них, без участия детей.

Участники были обеспечены материалами для выполнения  заданий.

Вступительная часть состояла из объявления темы мастер-класса  и его содержания.

В теоритическо -демонстрационной части были рассмотрены этапы выполнения работы, обсуждение техники безопасности.

В завершении был подведен итог, составлен алгоритм проведения исследовательской деятельности.

 Вывод.

Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, почувствовать новые ощущения. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера было доброжелательной, мне с педагогами было общаться легко. Практическая часть не вызвала затруднений.

 На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что проведение мастер-класса является достаточно эффективным средством к  повышению уровня профессионализма и экологической воспитанности педагогов ДОУ.

Заключение

Мероприятие прошло на высоком профессиональном уровне.  При подготовке и проведении мероприятия проблем  не  возникло. Проводя мастер-класс, я не стремилась просто передать знания ,я старалась задействовать участников в процесс, сделать их активными. Все задания ,предложенные на мастер-классе были направлены на то, чтобы подключить воображение участников.

Мастер-класс проходил в атмосфере открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.



16 января 2021 в 15:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.